Каждый день, выходя из дома, мы становимся потребителем услуг, которые начинаются с общественного транспорта и заканчиваются, наверное, только тогда когда ложимся спать. «Сфера услуг не имеет конца. Он беспредельна как вселенная …» эта фраза из культового фильма «Чародеи» точно описывает наше погружение в разнообразие и обилие услуг. А если говорить юридическим языком, то есть потребители и исполнители услуг, которые регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей»).

Но, к сожалению, не всегда оказанные услуги обладают надлежащим качеством. Как защитить свои права потребителя при обнаружении недостатка в выполненной работе (оказанной услуге)? Как вернуть денежные средства, уплаченные за такие работы (услуги)?

Последовательность защиты прав потребителя при ненадлежащем выполнении работы (оказании услуги).

При всем многообразии работ и услуг, при их различных особенностях и характеристиках,  порядок защиты прав потребителей при их ненадлежащем качестве осуществляется в определенной последовательности.

И нам необходимо определить, какой недостаток выявился в выполненной работе (оказанной услуге), четко знать, что в этом случае мы вправе потребовать, и обратиться к исполнителю услуги (работы) с этими требованиями.

Что делать при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)?

Наши права регламентируются законодательством, содержащим требования, которые мывправе предъявить исполнителю в определенной последовательности. 

По своему усмотрению мы вправе потребовать следующее:

  • безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Наше требование должно быть удовлетворено в назначенные вами разумные сроки;
  • уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги).
    наше требование должно быть удовлетворено в десятидневный срок;
  • безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. Наше требование должно быть удовлетворено в срок, установленный для такой работы или услуги. Имейте в виду, что мы обязаны возвратить ранее переданную вам исполнителем вещь;
  • возмещение понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Наше требование должно быть удовлетворено в десятидневный срок;
  • возврат уплаченной по договору суммы, если обнаружены существенные недостатки или, если в установленный договором срок, недостатки не были устранены. Наше требование должно быть удовлетворено в десятидневный срок.

Также мы вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, причиненных вам в связи с недостатками выполненной работы. Для этого необходимо зафиксировать причиненный нам ущерб и обратиться к заявителю с требованием о возмещении ущерба. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Когда можно предъявить требования исполнителю?

Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены:

  • в ходе выполнения работы или оказания услуги;
  • при принятии работы или услуги;
  • после принятия работы или услуг в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия работы (услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

Обращаем внимание, что исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги):

- на которую установлен гарантийный срок, если не докажет, что они возникли после ее принятия вами, вследствие нарушения действий третьих лиц или некой непреодолимой силы.

- на которую не установлен гарантийный срок, если вы докажете, что они возникли до ее принятия вами.

Как предъявить требования об обнаруженном недостатке исполнителю работ (услуг)?

Составляем в двух экземплярах претензию с подробным описанием ситуации и недостатков, которые мы обнаружили. Ее необходимо вручить лично представителю исполнителя или отправить в адрес исполнителя по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. При личной передаче претензии попросите, чтобы на нашем экземпляре поставили отметку о получении. При отправке по почте уведомление о вручении будет являться доказательством получения вашей исполнителем. Также мы можем оставить запись в книге отзывов и предложений.

Исполнитель обязан в установленный срок удовлетворить наше требование или дать мотивированный отказ в его удовлетворении. Если он не ответит на наше обращение, это также считается отказом.

Что делать в случае отказа исполнителя работ (услуг) в удовлетворении требования?

В этом случае мы вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

Иск может быть предъявлен по нашему усмотрению в суд:      

  • по месту нахождения исполнителя организации или по месту жительства исполнителя (индивидуального предпринимателя):
  • по месту вашего жительства (или пребывания);
  • по месту заключения или исполнения договора.

К исковому заявлению необходимо приложить копии договора о выполнении работ (оказании услуг), претензии, а также иных документов, имеющих отношение к рассматриваемому делу. Помните, что по искам о защите прав потребителей, государственная пошлина не уплачивается.

В рамках судебного разбирательства мы вправе заявить не только требование о возмещении причиненных убытков, но и потребовать выплаты неустойки за нарушение отдельного требования потребителя, компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в досудебном (претензионном) порядке.

Помните, что  можно обратиться в Роспотребнадзор за разъяснениями по возникшей ситуации и способах ее разрешения.